|
Трагедия науки: яйцо умнее курицы!
Мои родимые! Могу ли сейчас пригласить вас на коротенькую прогулку? Давайте
отойдем в
сторонку лет на тридцать. Прогуляемся по захудалому поселку с грязными улицами,
старательно
приветствуя ногами произведения табуна облезлых кур-саперов.
Войдем в дом с облупленной штукатуркой. Посидим среди опрятных сопливых
ребятишек, на лицах
которых появились первые рекламные угри. Послушаем непонятное философствование
стариков, так
просто и обычно одетых. Они настолько просты, что, встретив их на улице, не
обращая внимания,
пройдешь мимо...
...Они говорили такие удивительные, странные и несуразные вещи, которые никак не
соответствовали ни этой облупленной штукатурке, ни этим их застиранным сорочкам
с бахромой на
манжетах. От них исходило непонятное величие и доброе могущество, их шутки
вызывали вокруг
постоянное веселье.
Одним словом, толпа клоунов и юмористов. Они рассказывали о таких невероятных,
невообразимых, немыслимых возможностях человека... Даже мне, пятнадцатилетнему
юноше,
жившему в мире фантазий и максимализма, всё это казалось сказками для малышей.
И так же, как и остальные, сидел, ковыряя в носу, ожидая, когда же всё это
закончится.
Одновременно выдумывал, изобретал убедительные для своего дяди аргументы в
пользу того, почему
я должен учиться в столице.
А на самом деле, просто хотелось в город. Не было желания оставаться в этой
дыре, где нет
широких улиц, по которым вечно куда-то несутся толпы людей с умными лицами. Где
нет того
воздуха, которым дышат герои из телевизора.
Какому юноше не хочется оказаться в среде студентов, особенно если их, до сих
пор, видел только
в кино?! Мечтал попасть туда, где моя фантазия рисовала жизнь с романтикой.
А мой покойный дядя, мир праху его, о котором я, вслед за старшими, привык
думать, что в голове у
него чуточку «вассалом алейкум», упорно твердил про какую-то школу:
— Право и возможность учиться в этой школе — есть великая награда Создателя.
Потом сравнивал его высокопарные речи с реальной жизнью: с немытым со времен
динозавров
чайником на керосинке, с деревянным вагончиком на колесах, стоявшим у входа на
территорию
маленькой строительной конторы, где дядя жил и работал сторожем.
Мои мысли противоречили друг другу. Только через много лет я понял, что этим
старикам глубоко
наплевать, где и кем работать, как выглядеть, потому что они знают, кто есть
владыка истинного
благосостояния.
Меня удивило, что в этой чисто узбекской деревне вдруг оказались вместе
украинцы, узбеки, евреи
— и все говорят об одном Боге. Чувствовал, что они так давно знают друг друга,
будто вместе росли,
и теперь привязаны друг к другу, словно близнецы.
Они говорили о каком-то тайном могуществе, но я-то смотрел на всё через экран
телевизора.
Невзрачная, неброская внешняя сторона их жизни не вызывала желания подражать.
Тогда, в тот памятный день тридцать лет назад, сидели двадцать два Наставника.
По одному на
двух-трех кандидатов в ученики. И мы сдавали какой-то экзамен, смысл которого я
понял только
через много лет.
Вы уже знаете, почему мне меньше всего хотелось туда. Но меня с треском...
приняли. На следующий
день нас собрали и сказали:
— Сыновья, сегодня вы в необычной школе. Какая школа лучше: обычная, в которой
большие и
светлые классы, спортзалы, множество приборов и пособий, много детей и знающих
людей — ваших
педагогов, или эта?
В вашем возрасте мы пошли бы в ту школу. Там вы будете изучать физику,
математику, читать стихи
и поэмы. Там всё ясно, всё расставлено по местам. Потом пойдете в институты,
станете инженерами,
конструкторами, будете строить города...
А в этой школе всё будет очень трудно, непонятно, и в вашем представлении мы
вряд ли можем
соревноваться с той школой. Потом спрашивали, кто кем хочет стать. Я сказал:
«Авиаконструктором».
Меня похвалили:
— Молодец! И еще сказали:
— Сто лет назад мы остановили работу школы, чтобы древние знания не попали в
руки
недостойных людей. Через двадцать лет ваши знания, ваша сила, ваши возможности
понадобятся
людям. Вы — первые наши ласточки.
Потом поинтересовались:
— Путешествовать любите? Ну, все, конечно:
— Да-а, лю-юбим!
— В нашей школе, — говорят, — тоже много классов, но они не на разных этажах
находятся, а на
разных континентах. Вы сейчас не в школе, а в классе сидите, а школа разбросана
по всему миру. И
пока будете из класса в класс переходить, придется вам весь мир объехать.
Это они такую удочку забрасывали. Ведь в каждом юноше живет великий романтик,
великий
путешественник. Помните себя? А поездить, действительно, пришлось немало.
— Каждая школа гордится своими выпускниками. Наша школа существует с давних
времен и дала
миру многих великих Учителей, великих Пророков.
Она дала миру три религии. Наши Мастера — ученики нашей школы — их тысячи и
тысячи: Омар
Хайям, Навои, Фирдоуси, Руми...
— Сейчас, — они дали каждому по тетрадке, — напишите свои желания: что хочется
изучать, кем
хочется быть, как хочется жить. А через десять лет прочтете.
И мы сидели по углам и сочиняли свои мечты. И хихикали: «Во дают! Десять лет!
Это же целая
вечность!». А в этом году, родимые мои, передо мной лежат три тетради. Потому
что, в этой школе
учусь уже тридцать лет.
Читал свои разновозрастные мечты в инфракрасном свете собственного смущения.
Читал одним
глазом, засунув голову от стыда глубоко под мышку.
— Сыновья, — они тогда сказали, — сегодня у вас последний шанс еще раз обдумать
свой путь в
жизни. Хорошенько обдумайте. Мы знаем, какой выбор вы сделаете. Но наша традиция
требует,
чтобы мы вас спросили. Тогда в будущем, вспоминая об этом, вы будете уверены,
что сами выбрали
этот путь.
Они еще много чего говорили. Тогда казалось, целый день что-то говорили,
говорили, говорили...
Какой-то набор слов. Тогда я ничего не понял, уразумел только через двадцать лет
и, оказывается, всё
помню!
Нас было тогда около шестидесяти кандидатов в ученики. Через десять лет осталось
двадцать три.
На каждого Наставника по ученику. А на сегодняшний день еще меньше.
Догадайтесь, сколько
предметов мы изучали в этой школе.
Наставники сказали:
— С тех пор как Господь изгнал Адама и Еву из рая, их многочисленные потомки
ищут дорогу
назад. Ищут знания, которые могли бы помочь найти ту дорогу. Есть два пути.
Путь первый — «ПОДРАЖАНИЕ».
Этот путь — самый легкий, самый сладкий... вначале. И самый трудный и горький —
в конце. Здесь
не надо трудиться душой. Здесь нужно быть, как все, жить, как все. Но в
старости — горечь,
раскаяние и сожаление...
Старость для вас сейчас — что-то до того неопределенное, нереальное, неясное.
Как
далекий-далекий туманный остров. Каждый из вас уверен, что никогда не
состарится.
На этом пути не нужно думать, напрягаться, надо просто следовать простейшим
инстинктам и
желаниям. Это — путь спящих. Это постижение мира через повторение опыта других,
через
подражание предшественникам.
В «Каноне тайных наук для будущих Властелинов» сказано, примерно, следующее:
«...Наступит время, когда человек, с помощью предмета, сможет поднять другой
предмет до звезд и
обратно, и дальше, через восемнадцать тысяч миров к Господу Богу.
Наступит время, когда человек, с помощью предмета, сможет поднять себя до звезд
и обратно, и
дальше, через восемнадцать тысяч миров к Господу Богу, чтоб лично предстать
перед Ним.
Но это только, когда наступит время. Это время может наступить через тридцать
вдохов и выдохов
или через тридцать тысяч лет. Но это — когда наступит время. И твоей жизни может
не хватить на
ожидание.
На этом пути ты можешь получить, добыть, собрать, накопить знания и передать в
виде наследия
другим людям. Ты можешь оставить после себя след в истории человечества и свой
опыт движения по
этой дороге».
Второй путь — «СОСТОЯНИЕ».
В той древней книге сказано: «Запомни! Если у тебя нет времени ждать
тысячелетиями и ты при
жизни хочешь предстать лично перед Творцом, чтобы раствориться в Его великом и
необъятном
свете, ты должен идти по пути самопознания. Потому что, познавая себя, познаешь
Бога.
Идя по пути самопостижения, раскрывая в себе тайные силы, ты сможешь усилием
своего духа
поднять предмет, отправить его до звезд и обратно или дальше, через восемнадцать
тысяч миров к
Всевышнему, Или сможешь усилием своего духа поднять себя до звезд и обратно или
дальше, через
восемнадцать тысяч миров к Бесконечному.
На этом пути ты узнаешь ненависть, переходящую в сострадание к людям. Через
сострадание ты
постигнешь Любовь. Став богатым, ты постигнешь суть богатства и нищеты. Ты
постигнешь суть
силы и бессилия. Ты поймешь и постигнешь справедливость. Ты узнаешь боль
одиночества, оставаясь
среди множества людей.
Ты постигнешь радость и боль одновременно, раскрыв свое истинное восприятие мира
и увидев
человека таким, каков он есть».
Истина не передается, истина постигается.
Путь Подражания. Получая легкое знание, личность на этом пути исчезает, остается
форма,
растворенная в толпе. Постичь истину на этом пути бесконечно трудно.
Путь Состояния — это путь к совершенному человеку. На этом пути каждый идущий
может постичь
истину. Его недостаток заключается в том, что сила, способности, любовь,
могущество и все
возможности, достигнутые на пути к истине, невозможно передать другим.
В процессе передачи, отражаясь в сознании другого человека, истина погибает.
Задача идущего по
этому пути — найти, распознать, раскрыть совершенного человека и передать
эстафету.
Третий путь, который называется «ИСТИНА», появится тогда, когда
«...оба пути гармонично
сольются в один и превратятся в реку. Тогда наступит время совершенного
человека. Для этого мы
здесь».
Они сказали: «Вот теперь — выбирайте!»
Кажется, увлёкся и начал говорить с вами без маски. Если дальше так пойдет, вы
уснете. Чтобы
немного развлечь вас, расскажу историю из жизни одного из моих Наставников.